Семь iPhone, два MacBook Pro: как снимают шоу «Просто о сложном» с Софико Шеварднадзе

Каждое новое поколение iPhone открывает новые возможности всем желающим. Достаточно добавить немного смекалки и творчества – и получается успех.

Целый проект известной журналистки родился и реализовался с помощью техники Apple, которая позволила сделать продакшн мобильным и компактным, а процесс съёмки и монтажа – современным.

Они сломали привычные правила: вместо дорогих камер и профессионального съёмочного оборудования обошлись сумкой с семью iPhone 11 и двумя MacBook. Ещё и остались довольны этим опытом.

Речь пойдёт про интернет-шоу «Просто о сложном», которое уже третий год идёт на . Часть выпусков также доступна на YouTube.

За это время гостями Софико стали:

▪ Александр Незлобин
▪ Павел Воля
▪ Семён Слепаков
▪ Александр Гудков
▪ заммэра Москвы Анастасия Ракова
▪ Владимир Познер
▪ Николай Цискаридзе
▪ Покрас Лампас
▪ Гарик Мартиросян
▪ Максим Фадеев
▪ Сергей Шнуров
▪ космонавт Сергей Рязанский
▪ Тимур Бекмамбетов

…и многие другие знаменитости.

Фрагмент шоу с Сергеем Шнуром.

Я поговорил с продюсером проекта Алексеем Боковым, главным редактором Алексеем Казаковым и Софико Шеварднадзе о том, как они запустили полноценное интервью-шоу, завязанное на парке устройств от Apple.

Идея этого интервью родилась и реализовалась год назад, перед началом полномасштабной эпидемии коронавируса в России. Мы пообщались в конце февраля и, увы, резко ушли на долгий локдаун.

Но сам проект не остановился: перед лицом новой реальности «Просто о сложном» оперативно сменили технический формат – и остались в деле.

Почему (и как?) целое шоу снимают на iPhone

Эти iPhone 11 и iPhone 11 Pro, например, использовались при съёмке шоу с Гариком Мартиросяном.

Софико Шеварднадзе:

Потому что программа называется . Суть программы в том, что всё гениальное доступно и просто. На этапе создания концепции мы подумали, что было бы круто уместить сам продакшн в эту идею.

Люди нашего поколения привыкли, что всё должно быть красиво, качественно снято. Для такого нужно много разных профессиональных камер, ПТС-ки .

Однако в реальности достаточно семи iPhone и двух MacBook, чтобы сделать и красиво, и качественно, и сам процесс выстроить грамотно. При этом не придётся заморачиваться, везти два грузовика оборудования.

Фрагмент шоу с Тимуром Бекмамбетовым.

Алексей Казаков:

Да. Кстати, вот приходил Тимур Бекмамбетов, общались с ним про новый молодой жанр кино «скринлайф», который он разрабатывает и двигает. Так вот, он к нам зашёл и сказал: .

Достал свой айфон, снял наш процесс, разместил себе куда-то и, говорит, запомнил.

iPhone даёт операторам полную свободу записи зала и зрителей. Снял со своего места на iPhone 11 Pro Max

Алексей Казаков:

Если брать бэкофис, то человек 15. То есть больше, чем айфонов и макбуков. Техника – это хорошо, но люди – не меньшая по важности часть успеха проекта. Производство программы требует много винтиков и деталей. Каждый занимается своими задачами. Да и вообще, количество неважно. Главное, что есть крепкая команда.

Читайте также  Apple подала в суд на Epic Games и требует возмещения убытков

Алексей Боков:

Режиссеры, операторы, продюсеры, съёмочная группа… Когда делаешь большой контент, это всегда коллективный, массовый процесс. Некоторые люди, которые впервые сталкиваются с нашей командой, удивляются: «Чего это вас так много?»

Алексей Казаков:

Людям кажется, что если ты снимаешь на айфоны или делаешь как-то технологично, то людей как бы должно быть меньше. Но у тебя все равно световики, операторы на каждом айфоне. У каждого штатива или айфона есть свой оператор.

Нам в этом плане повезло, потому что мы собрали команду, которая приняла и победила челлендж, неизвестный многим в этой профсфере: снимать на айфон так, чтобы было действительно хорошо. Ребята быстро приноровились, заодно повысили свой уровень.

Бэкстейдж съёмок выпуска шоу с Покрасом Лампасом. Снято фотографом @denbych на iPhone 11 Pro Max.

Алексей Казаков:

Конечно большая, потому они привыкли к классическому оборудованию и академическому подходу к съёмке. Надо двигаться по-другому, иначе выставлять кадр, держать и вести в нем героя, ведущую, зрителей.

Но это все того стоило. Мы сняли «пилот» на классическое оборудование, а не айфоны, и уже позже решили кадры с него частично использовать в первом сезоне одной из программ. Когда прислали на монтаж, нам ответили: . «, – говорим мы, – ».

Оказалось, что там так привыкли к глубине резкости камер iPhone в видео, что обычный расфокус линз профессиональных камер приняли за брак. Показательная такая история. Приучили уже всех к картинке с Айфона.

После съёмки эпизода все айфоны отправляются по коробкам: так перевозить удобнее и потерять сложнее.

Алексей Казаков:

Когда такую съёмку делаешь, чтобы был и зал, и аудитория, то пишутся минимум две петли и микрофон. Не бывает такого, чтобы звук писался только на саму камеру. Это можно делать только в каких-то совсем любительских блогах. Или его можно использовать как резерв на случай какой-то экстраординарной, незапланированной ситуации в процессе записи или монтажа. Но не иначе.

Даже если бы Айфоны писали звук на уровне профессиональной «пушки», мы бы продолжили использовать внешнее оборудование. Так просто удобнее.

Запись выпуска шоу с Покрасом Лампасом на один из Айфонов через приложение . Снято фотографом @denbych на iPhone 11 Pro Max.

Алексей Казаков:

Мы используем (1349 рублей в App Store), потому что он позволяет тонко настраивать параметры съёмки видео – ISO, стабилизация и так далее.

Алексей Казаков:

В качестве машины для плейбека и контроля картинки в реальном времени мы используем два MacBook, на которых запущены приложения (1650 рублей).

То есть мы записываем видео на iPhone в , а на MacBook в то же время отображаются записи экранов этих Айфонов. Потом кидаем файлы видео на монтажную станцию через AirDrop и обрабатываем в .

Компактный режиссёрский пульт: два MacBook Pro с трансляциями экранов операторских Айфонов через приложение .

Читайте также  В Москве отменили требование обязательно перевести 30% сотрудников на удаленку

Алексей Казаков:

Причина банальна – просто два экрана. Хороший плейбек и киноплейбек – это, как правило, всегда два монитора. Тем более, когда у нас так много камер-Айфонов. В общем, так банально удобнее. Тут несколько Айфонов транслируется, там тоже несколько, и получается наглядная общая картина в реальном времени.

Суть шоу: о космосе расскажет космонавт, о кино – Бекмамбетов

Софико Шеварднадзе:

Я беру интервью последние 15 лет, но каждая новая программа – это новый опыт. К своим предыдущим политическим интервью я готовилась сама. Сидела ночами, изучала тему, сама писала вопросы. У меня не было человека «на ухе», не было того, кто скажет: .

Главный редактор Алексей Казаков имеет полное право сказать мне именно так. Потому что я ему доверяю, он меня понимает и мы очень созвучны с ним во многом. У него есть глубинное понятие контента, которого у меня нет. Иногда наоборот, но очень редко.

Интервью сейчас действительно делают все, кому не лень, поэтому мы постарались уйти от этого формата. Превратить программу в некое «совместное рассуждение», где мы вместе с гостем что-то понимаем по ходу разговора и тем самым рождаем новые смыслы.

Вот мы и сидим с каким-нибудь крутым чуваком из конкретной сферы и рассуждаем о его жизни и видении всего этого, донося аудитории другие контексты известных понятий, их закулисье.

Фрагмент шоу с российским космонавтом Сергеем Рязанским.

Алексей Казаков:

Мы не называем наш формат «интервью». Это паблик-ток, потому что об этом говорят люди, а сам ход дискуссии больше похож на формат Ted Talks .

Формат не такой, что, мол, вот Гарик Мартиросян, Покрас Лампас, и давайте-ка мы вытащим их на конфликтные вопросы, неудобные им территории. Нет вот этого: «Сейчас в топе Ивлеева, давайте с ней поговорим и выясним, как там дела с Элджеем».

В кадре картинка с одного из iPhone операторов, передаваемая на MacBook Pro через приложение .

Софико Шеварднадзе:

Начинается все не с конкретной личности, а с темы. Например, тема – . Изучаем вопрос и понимаем, что тема нам интересна. Раз речь про стрит-арт, то ищем и приглашаем человека, который сейчас с этим максимально ассоциирован. Соответственно, зовём . И разговор в итоге идёт про саму тему стрит-арта, но через призму его восприятия, обрастая личными, любопытными подробностями.

Когда мы общаемся с Гариком Матриросяном, мы много говорим про лично него, но через это выходим на общую картину. Например, состояние шоу-бизнеса и юмора в текущем году. Как революция онлайн-кинотеатров повлияла на рынок кино, это было с Тимуром Бекмамбетовым. Почему стрит-арт становится трендом. И так далее.

Наш формат – это про понимание конкретной темы. такой, с развлекательным оттенком.

Софико Шеварднадзе:

Изначально я думала, что это будут люди моего возраста: 35-45 лет. А по факту равномерно приходят смотреть нас и 20-25-летние, иногда 30-летние.

Читайте также  E-Ink показала первую в мире электронную книгу с гибким чернильным дисплеем

Новое поколение дико любознательное. Почему-то считается, что им нужен только трэш и голая искренность на грани фола, без рефлексии и глубоких мыслей. Это не так. Просто такой контент многим лень делать, а самому поколению не до того, чтобы двигаться в этом направлении самостоятельно.

Люди, которые нас смотрят, независимо от возраста – это те, кто думает и мыслит дальше обёртки и картинки на экране. Им хочется знать больше, становиться умнее, а не просто забивать голову свежими сплетнями. И когда у нас самих нет типичного ютуберского отношения формата , то и аудитория это хорошо считывает и принимает позитивно.

Гарик Мартиросян, Софико Шеварднадзе и iPhone 11 Pro, снимающий главный план шоу на основную камеру через приложение FiLMiC Pro.

Софико Шеварднадзе:

– это пока такой Дикий Запад, где ещё не началась золотая лихорадка, и нет определённого имиджа, что уместно, а что нет. С одной стороны, это был риск, потому что это непонятная территория для такого рода продуктов. С другой стороны, это плюс, потому что ты формируешь эту территорию, если приходишь первым.

Первые пару программ у меня были какие-то сомнения. Алексей Боков мне отвечал: . А дальше, когда уже ты получаешь фидбэк совершенно из разных сфер, становится понятно, что люди это смотрят и обсуждают как следует. Я поняла, что там моя аудитория, в том числе по глубине просмотров.

– достаточно свободная и нейтральная платформа, куда к тебе приходят люди из совершенно разных областей, будь то политика, оппозиционная политика, державная политика, шоу-бизнес, наука. И всё это там . На YouTube в смысле подбора медийных персонажей есть специфические ограничения, как бы странно это ни казалось.

Алексей Боков:

Отчасти поэтому мы выбрали как платформу, а не YouTube с его направленностью на шок и трэш. Гарик правильно у нас сказал: когда начинаешь заниматься трэшем, дальше трудно остановиться, и приходится подкармливать его. Яндекс в этом плане хорош: он новый, развивается, с благодарностью принимает «высоколобный» контент.

И результат устраивает полностью. Вот мы сделали интервью с космонавтом, и оно попало в новости Яндекса само собой, цитировалось и хорошо зашло.

Самоизолировались, но продолжили

Спустя пару месяцев после интервью шоу «Просто о сложном» перешло в новый формат. Собираться вместе, как раньше, стало невозможно. Поэтому Софико и её команда продолжили общаться с знаменитостями и экспертами в удалённом режиме.

Семи айфонов больше нет, потому что их стало вообще : четыре уехали с Софико в Тбилиси, а ещё четыре остались для съёмки спикеров. Два MacBook тоже на месте.

P.S. Сейчас на Яндекс.Эфире доступны 40 выпусков шоу «Просто о сложном». Постепенно их выкладывают в официальный канал проекта на YouTube в связи с окончанием первых двух сезонов.

Третий сезон планируется к весне 2021 года.

💻 Напоминаем: приобретать технику Apple лучше у официальных реселлеров.
Источник: iphones.ru

Мой Бизнес